Как Россия ведет информационную войну
Операция в Сирии - камень преткновения для западной пропаганды
Длящаяся уже целый месяц военная операция буквально на первых порах дала повод говорить о сугубо положительных промежуточных ее итогах (ссылка на материал с фактами о сирийской операции и подведением итогов дана в конце статьи — прим. редакции портала): как о политических и военных, так и об экономических и информационных.
Аналогов ей в современной мировой истории не существует по ряду причин.
Во-первых, уникален стиль ведения операции. Некоторые аналитики, конечно, отмечают ее сходство с операциями американцев в Югославии и Ираке, которые велись в соответствии с доктриной «Шок и трепет». Однако такое сравнение справедливо лишь отчасти. В обоих случаях основная роль в операции отводится ударам авиации и пускам крылатых ракет, которые сопровождаются информационной поддержкой и повергают противника в шок. Однако Россия — и в этом главное отличие нашей операции — действует в сложной координации с сирийской армией, ведущей планомерное и широкомасштабное наступление, и не использует свои сухопутные войска.
Во-вторых, военная операция в таких масштабах является беспрецедентным ходом для государства, находящегося под давлением мировой общественности.
В-третьих, военная операция в Сирии беспримерна по качеству и охвату проводимой по поводу нее кампании в СМИ. Это следствие появления у военных и журналистов новых инструментов, которых не было в их распоряжении еще десять лет назад: среди них HD-видео, беспилотники, активное использование для освещения событий социальных сетей в частности и Интернета в целом.
Однако последнее имеет и свой отрицательный эффект: вместе с ростом возможностей по освещению событий значительно увеличилось и количество дезинформации, появляющейся во всевозможных СМИ. Причем большей частью — в западных.
Информационное противоборство в третьем тысячелетии — неотъемлемая часть любой военной операции. И та сторона, которая это локальное противоборство выигрывает, в итоге зачастую выходит победителем из всей глобальной игры. Именно поэтому огромную роль в международном успехе нашей страны сыграла российская международная информационная компания «RT», поскольку у нее имеется возможность вещания более чем в 100 странах мира на русском, английском, арабском и испанском языках, при этом максимально широко представлять иностранным гражданам альтернативную точку зрения на происходящие события.
Информационная кампания против действий России в Сирии развернулась буквально сразу после первых ударов ВКС РФ, а по факту еще раньше — с момента выступления Владимира Путина на Генассамблее ООН 28 сентября.
В связи с этим редакция «RT» сразу начала отслеживать и разоблачать появляющиеся в западных СМИ и социальных сетях фейки и вбросы, обвиняющие Россию в военных преступлениях.
За месяц операции фейков накопилось достаточно. Самыми растиражированными стали материалы о том, что Россия бомбит не «Исламское государство», а оппозицию (коей на Западе считается и принявшая основной удар «Джабхат-ан-Нусра» — отделение «Аль-Каиды»), о падении нескольких крылатых ракет на территории Ирана, начале сухопутной части военной операции, а также материалы о жертвах среди как мирных жителей, так и наших военнослужащих.
При этом наибольший пиар себе на этих вбросах сделали CNN и «неназванные источники».
Однако ни один из фейков в итоге так и не сыграл свою роль, сразу натыкаясь на опровержение МИДа России и материалы «RT». К примеру, исчерпывающий разбор самых популярных вбросов западных СМИ в своем материале сделала корреспондент «RT» Гаяне Чичакян:
Втянувшись в информационную войну с Россией вокруг Сирии, Запад сыграл с собой в злую шутку: клеймить РФ мировым агрессором уже не получается, поскольку эта установка больше не может встроиться в сознание населения; зато наши материалы и заявления, а самое главное — действия находят все больше иностранных сторонников.
Но, конечно, любое утверждение об успехах останется голословным в глазах читателя до тех пор, пока в ответ ему не будет приведен один из (а лучше оба) весомых аргумента.
Аргумент № 1 — комментарий эксперта
Так, старший научный сотрудник вашингтонского аналитического центра «Atlantic Council» Харман Ульман отмечает:
Поскольку Харман Ульман сам принимал активное участие в разработке концепции «Шок и трепет», то на его мнение как экспертное положиться можно.
Аргумент № 2 — статистика и факты
Показатели просмотров страниц сайтов «RT» и видео на каналах YouTube свидетельствуют об растущем интересе иностранцев именно к нашей точке зрения на все происходящее в Сирии.
Точкой отсчета справедливо можно считать речь Владимира Путина в ООН, в которой он уже обозначил будущие контуры операции. Видеозапись его выступления уже набрала более 3 млн просмотров на всех каналах «RT» на YouTube, в частности 1,4 млн на русском:
Всего сюжеты, репортажи и видео, связанные с событиями в Сирии, уже набрали на англоязычном канале «RT International» на Youtube почти 6 млн просмотров.
С популярностью видео речи Путина может посоревноваться только запись пуска крылатых ракет системы «Калибр» из Каспийского моря, набравшая более 1,2 млн просмотров.
Все это лишний раз доказывает, что «RТ» является телевизионной сетью № 1 на YouTube, совокупное число подписчиков которой близко к 1,5 млн. Статистика просмотров каналов на YouTube, предоставленная журналу «PolitRussia» телекомпанией «RT», говорит сама за себя:
Английский канал:
Арабский канал:
Испанский канал:
Аналогов ей в современной мировой истории не существует по ряду причин.
Во-первых, уникален стиль ведения операции. Некоторые аналитики, конечно, отмечают ее сходство с операциями американцев в Югославии и Ираке, которые велись в соответствии с доктриной «Шок и трепет». Однако такое сравнение справедливо лишь отчасти. В обоих случаях основная роль в операции отводится ударам авиации и пускам крылатых ракет, которые сопровождаются информационной поддержкой и повергают противника в шок. Однако Россия — и в этом главное отличие нашей операции — действует в сложной координации с сирийской армией, ведущей планомерное и широкомасштабное наступление, и не использует свои сухопутные войска.
Во-вторых, военная операция в таких масштабах является беспрецедентным ходом для государства, находящегося под давлением мировой общественности.
В-третьих, военная операция в Сирии беспримерна по качеству и охвату проводимой по поводу нее кампании в СМИ. Это следствие появления у военных и журналистов новых инструментов, которых не было в их распоряжении еще десять лет назад: среди них HD-видео, беспилотники, активное использование для освещения событий социальных сетей в частности и Интернета в целом.
Однако последнее имеет и свой отрицательный эффект: вместе с ростом возможностей по освещению событий значительно увеличилось и количество дезинформации, появляющейся во всевозможных СМИ. Причем большей частью — в западных.
Информационное противоборство в третьем тысячелетии — неотъемлемая часть любой военной операции. И та сторона, которая это локальное противоборство выигрывает, в итоге зачастую выходит победителем из всей глобальной игры. Именно поэтому огромную роль в международном успехе нашей страны сыграла российская международная информационная компания «RT», поскольку у нее имеется возможность вещания более чем в 100 странах мира на русском, английском, арабском и испанском языках, при этом максимально широко представлять иностранным гражданам альтернативную точку зрения на происходящие события.
Информационная кампания против действий России в Сирии развернулась буквально сразу после первых ударов ВКС РФ, а по факту еще раньше — с момента выступления Владимира Путина на Генассамблее ООН 28 сентября.
В связи с этим редакция «RT» сразу начала отслеживать и разоблачать появляющиеся в западных СМИ и социальных сетях фейки и вбросы, обвиняющие Россию в военных преступлениях.
За месяц операции фейков накопилось достаточно. Самыми растиражированными стали материалы о том, что Россия бомбит не «Исламское государство», а оппозицию (коей на Западе считается и принявшая основной удар «Джабхат-ан-Нусра» — отделение «Аль-Каиды»), о падении нескольких крылатых ракет на территории Ирана, начале сухопутной части военной операции, а также материалы о жертвах среди как мирных жителей, так и наших военнослужащих.
При этом наибольший пиар себе на этих вбросах сделали CNN и «неназванные источники».
Однако ни один из фейков в итоге так и не сыграл свою роль, сразу натыкаясь на опровержение МИДа России и материалы «RT». К примеру, исчерпывающий разбор самых популярных вбросов западных СМИ в своем материале сделала корреспондент «RT» Гаяне Чичакян:
Втянувшись в информационную войну с Россией вокруг Сирии, Запад сыграл с собой в злую шутку: клеймить РФ мировым агрессором уже не получается, поскольку эта установка больше не может встроиться в сознание населения; зато наши материалы и заявления, а самое главное — действия находят все больше иностранных сторонников.
Но, конечно, любое утверждение об успехах останется голословным в глазах читателя до тех пор, пока в ответ ему не будет приведен один из (а лучше оба) весомых аргумента.
Аргумент № 1 — комментарий эксперта
Так, старший научный сотрудник вашингтонского аналитического центра «Atlantic Council» Харман Ульман отмечает:
Цитата Харман Ульман
Русские хорошо соображают. Они понимают, что тот, кто побеждает информационно, — побеждает. Они запускают несколько ракет — и все в шоке. Путина теперь хвалят за то же, что делали мы, но он это провел в политическом ключе, а Министерство обороны потом обработало все это в духе пиарщиков из Голливуда или с Мэдисон-авеню в Нью-Йорке. Невозможно этим не восхититься.
Поскольку Харман Ульман сам принимал активное участие в разработке концепции «Шок и трепет», то на его мнение как экспертное положиться можно.
Аргумент № 2 — статистика и факты
Показатели просмотров страниц сайтов «RT» и видео на каналах YouTube свидетельствуют об растущем интересе иностранцев именно к нашей точке зрения на все происходящее в Сирии.
Точкой отсчета справедливо можно считать речь Владимира Путина в ООН, в которой он уже обозначил будущие контуры операции. Видеозапись его выступления уже набрала более 3 млн просмотров на всех каналах «RT» на YouTube, в частности 1,4 млн на русском:
Всего сюжеты, репортажи и видео, связанные с событиями в Сирии, уже набрали на англоязычном канале «RT International» на Youtube почти 6 млн просмотров.
С популярностью видео речи Путина может посоревноваться только запись пуска крылатых ракет системы «Калибр» из Каспийского моря, набравшая более 1,2 млн просмотров.
Все это лишний раз доказывает, что «RТ» является телевизионной сетью № 1 на YouTube, совокупное число подписчиков которой близко к 1,5 млн. Статистика просмотров каналов на YouTube, предоставленная журналу «PolitRussia» телекомпанией «RT», говорит сама за себя:
Английский канал:
- в период с 29.08 по 27.09 — 25 674 819 просмотров;
- в период с 28.09 по 27.10 — 32 327 900;
- разница — +26%.
Арабский канал:
- в период с 29.08 по 27.09 — 11 091 220;
- в период с 28.09 по 27.10 — 13 508 585;
- разница — +22%.
Испанский канал:
- в период с 29.08 по 27.09 — 12 204 719;
- в период с 28.09 по 27.10 — 15 627 350;
- разница — +28%.
Русский канал:
- в период с 29.08 по 27.09 — 14 226 530;
- в период с 28.09 по 27.10 — 22 654 162;
- разница — +59%.
Не менее наглядна в данном случае и статистика посещаемости сайтов на разных языках.
Как видно из статистики посещаемости сайтов «RT», количество просмотров, а самое главное — число новых пользователей за месяц военной операции в Сирии выросли, причем выросли значительно. Именно это в первую очередь свидетельствует об успешности информационной кампании, которую мы ведем за рубежом и от тенденций которой не отстаем у себя на родине.
У всех нас совершенно различные «аппетиты»: испаноязычную аудиторию сайта больше всего интересует то, как Россия одним залпом убрала с морских просторов флот США, и статья с таким названием набирает более 200 тыс. просмотров; говорящих на арабском — откуда у боевиков ИГ столько автомобилей «Toyota» (201 128 просмотров на 27.10), англоговорящих — пуск ракет из Каспийского моря (554 418 просмотров на 27.10), а читателей русскоязычного сайта «RT» — самый опасный для ИГ самолет ВКС России (146 163 просмотра на 27.10).
У «RT» получается удовлетворить все запросы, показать альтернативную точку зрения и найти достойный ответ на любой информационный вброс. Мы убедились в этом на фоне военной операции в Сирии.
Неудивительно, что компания пользуется популярностью по всему миру и даже у населения нашего геополитического оппонента — США. Еженедельная аудитория в США — почти 3 миллиона только в семи крупнейших городах, по данным исследования Nielsen. Жители Вашингтона, Нью-Йорка и других американских городов предпочитают RT другим международным телеканалам — Euronews, Deutsche Welle и France 24.
И как бы Джон Керри ни критиковал канал, называя его «рупором пропаганды» Кремля, о реальном положении дел может говорить один простой факт: в Вашингтоне на акцию за свободу слова, но против вещания на территории США российского телеканала «Russia Today», пришли всего шесть человек.
Чувствуете разницу?
Как и обещали в начале данной заметки, приводим ссылку на публикацию того же автора, в которой он подводит итоги военной операции в Сирии — здесь.
* - в период с 29.08 по 27.09 — 14 226 530;
Редакция портала может не разделять мнение автора