Алексей Чалый: мой целевой потолок - довести до ума ситуацию в Севастополе
Бывший народный мэр, а ныне глава Законодательного собрания Севастополя Чалый Алексей Михайлович рассказал в интервью обозревателю сайта Вести.Ru Евгению Салтыкову, как он пришел в политику, почему отказался стать губернатором и что бы он хотел поменять в российском законодательстве.
- В самом начале движения Севастополя в сторону "родной гавани" Вы опубликовали воззвание к россиянам с просьбой помочь Севастополю. Вести.Ru тогда опубликовали ваш призыв. Вас услышали? Помощь пошла?
- Запомнился миллион долларов, который в первые же дни перечислил бизнесмен Константин Малафеев. Вообще откликнулось много людей. В основном это были небольшие отчисления от рядовых граждан. И, конечно, в масштабах города это получились небольшие деньги. Но и они сыграли свою роль, особенно в тот острый период.
- Куда они расходовались?
- Да куда только не расходовались! От срочного ремонта дорог до закупки инсулина. Мы затыкали все дыры, которые тогда образовывались в городском бюджете. У нас же в тот момент сложилась довольно скользкая ситуация с бюджетом Украины. Мы им продолжали платить налоги, а они нам некоторое время продолжали платить бюджетные поступления, но не на всё.
И вот там, где возникал дефицит, нужны были средства, которые через бюджет не проходили. Для этого у нас был сформирован специальный отдел.
- Но после всего сделанного Вы отказались стать губернатором города. Почему?
- А я и не собирался быть губернатором. В революцию я влетел случайно. Мы, конечно, готовились после того, как в Киеве горячее время настало, но это все равно случается неожиданно. Никакого видения, что должно быть по итогам, у меня не было.
Все цели, которые я себе поставил, были достигнуты 18 марта в Кремле: Севастополь — в России, Севастополь — город федерального значения. Все. Больше ничего от этой истории мне не было нужно. Управлять городом я не собирался. Я с уважением отношусь к профессионалам, а себя профессионалам в области городского управления не считаю. Я считаю себя профессионалом в других областях, которыми бы и хотел заниматься.
- Например, тем самым Агентством стратегического развития города, которое вы предложили создать? Как принималось это решение? И чем займется агентство?
- На встрече с президентом 18 марта я показал все наши наработки по дальнейшему развитию города. Попросил помочь в их доработке. Владимир Владимирович меня поддержал. К нам приехали грамотные спецы из Агентства стратегических инициатив (АСИ), и мы вместе уже закончили этот документ.
А когда передо мной встал вопрос, идти в губернаторы (а идти, как я уже говорил, не очень хотелось), появился Сергей Иванович Меняйло, который с радостью вызвался занять это место, а я с радостью решил заняться стратегическим развитием города, что и предложил президенту.
- Тогда как вы стали главой Заксобрания Севастополя?
- Это уже случилось после того, как стало понятно, что видение дальнейшего развития города у команды губернатора и у тех, кто делал революцию, отличается. Мы посчитали, что если сейчас мы самоустранимся, то наши наработки реализованы не будут.
Конечно, сказать что "все будет потеряно" нельзя, потому что самое главное — на школах не будут висеть жовто-блакитные флаги, а детям не будут рассказывать про "протоукраинцев" или подобную муть. Но все позитивные задуманные моменты хотелось бы реализовать. Потому как Украина калечила не только детские души, но и экономику города.
Поэтому сейчас мы имеем 75 процентов дефицита бюджета. И хотелось бы эту ситуацию развернуть и поменять.
- Вы ведь не так давно невысоко оценивали работу городского руководства и даже давали срок до 1 июня, после которого, если не произойдет изменений, обещали подать в отставку вместе с губернатором. Губернатор оценил это ваше заявление как эмоциональное.
Тем не менее сегодня, 2 июля, вы на местах. Получается, что ситуация поменялась?
- Нет, мне кажется, Вы чересчур упрощенно трактуете эту ситуацию. После того, как я сделал это заявление, была внеочередная сессия городского парламента, которая была посвящена как раз повестке развития. На ней депутаты поставили перед правительством ряд вопросов о том, как дальше будет развивается город. Дали срок до 1 июня.
Правительство честно подготовилось к указанной дате и предоставило документ на 650 страницах. Ну, во-первых, его еще надо прочитать. Потом мы провели две сессии, потому что весь доклад на одном заседании не разобрать. На каждом из заседаний были разобраны свои блоки вопросов.
Там были негативные моменты, были позитивные моменты. Однако итогом разбора экономического блока стало постановление горсовета Севастополя о выражении недоверия заместителю губернатора, ответственного за экономику.
С моей точки зрения, это хороший шанс для губернатора обновить команду. Тем более, что сейчас есть возможность привлечь хороших управленцев со всей России.
- Как глава Заксобрания Севастополя Вы хотели бы что-нибудь поменять в российском законодательстве, воспользовавшись правом федеральной законодательной инициативы?
- Мы уже чуть-чуть поменяли какие-то моменты не глобального характера. Но главное, что согласно федеральному закону о Севастополе и Крыме, есть право устанавливать собственный порядок земельно-имущественных отношений до 2017 года.
Это очень большая свобода рук, которой еще нужно уметь воспользоваться. Но с точки зрения построения системы это очень важный "кирпич", поскольку вопрос земельного имущества является основным управленческим ресурсом государства. У нас такая свобода рук есть.
Мы можем сами на себе поставить эксперимент по согласованию с профильными ведомствами. Но пока мы еще не вышли с каким-то содержательным предложением — как именно мы бы хотели перестроить систему взаимоотношений. Ну и, конечно, закон о свободной экономической зоне является плюсом, который много чего добавляет.
- Кстати, о свободной экономической зоне. Многие в России восприняли возвращение Крыма как некую новую возможность переехать к морю, открыть свое дело. Насколько в Севастополе и Крыму проще открыть и вести бизнес?
- С точки зрения налоговой ситуации здесь, безусловно, налоговый рай. Главное условие для получения статуса резидента СЭС — в течение трех лет показать инвестиции, превышающие три миллиона рублей. Практически любая небольшая компания может с такой задачей справиться.
Получаемые льготы при этом очень существенны. Прежде всего, это снижение единого социального налога с 30% до 7,5%. Налог на прибыль — 2% на три года. Освобождение от налогов на имущество и налогов на землю. Это действительно очень серьезные налоговые льготы при очень простых правилах как стать резидентом.
Закон о свободной экономической зоне, по моему мнению, написан отлично. Там чиновник поставлен в очень жесткие временные рамки: при предоставлении полного пакета документов заявки на резидентство он обязан в течение недели выдать сертификат. Другое дело, что отследить, как на самом деле это происходит, сложно, потому что на соответствующем сайте севастопольского правительства нет онлайн-информации. Ну, будем надеяться, что появится.
И второй момент, касающийся имущественных взаимоотношений с будущим бизнесом. На сегодняшний день региональное правительство не прописало четких правил этих отношений и не предоставило ресурсов. То есть, у нас нет сейчас открытого списка участков земли и объектов недвижимости, которые можно было бы передать под определенные цели при определенных условиях. Пока эти два основных пункта не будут проработаны, вряд ли стоит ждать наплыва инвесторов.
- Если читать комментарии под новостями из Севастополя, то можно увидеть, что Вас поддерживает много россиян из самых разных регионов страны. Планируете ли вы "монетизировать" эти политические очки и начать карьеру политика федерального уровня?
- Нет, не планирую. На сегодняшний день мой целевой потолок – довести до ума ситуацию в Севастополе. Достичь этого потолка – задача непростая, но я буду стараться.
- В самом начале движения Севастополя в сторону "родной гавани" Вы опубликовали воззвание к россиянам с просьбой помочь Севастополю. Вести.Ru тогда опубликовали ваш призыв. Вас услышали? Помощь пошла?
- Запомнился миллион долларов, который в первые же дни перечислил бизнесмен Константин Малафеев. Вообще откликнулось много людей. В основном это были небольшие отчисления от рядовых граждан. И, конечно, в масштабах города это получились небольшие деньги. Но и они сыграли свою роль, особенно в тот острый период.
- Куда они расходовались?
- Да куда только не расходовались! От срочного ремонта дорог до закупки инсулина. Мы затыкали все дыры, которые тогда образовывались в городском бюджете. У нас же в тот момент сложилась довольно скользкая ситуация с бюджетом Украины. Мы им продолжали платить налоги, а они нам некоторое время продолжали платить бюджетные поступления, но не на всё.
И вот там, где возникал дефицит, нужны были средства, которые через бюджет не проходили. Для этого у нас был сформирован специальный отдел.
- Но после всего сделанного Вы отказались стать губернатором города. Почему?
- А я и не собирался быть губернатором. В революцию я влетел случайно. Мы, конечно, готовились после того, как в Киеве горячее время настало, но это все равно случается неожиданно. Никакого видения, что должно быть по итогам, у меня не было.
Все цели, которые я себе поставил, были достигнуты 18 марта в Кремле: Севастополь — в России, Севастополь — город федерального значения. Все. Больше ничего от этой истории мне не было нужно. Управлять городом я не собирался. Я с уважением отношусь к профессионалам, а себя профессионалам в области городского управления не считаю. Я считаю себя профессионалом в других областях, которыми бы и хотел заниматься.
- Например, тем самым Агентством стратегического развития города, которое вы предложили создать? Как принималось это решение? И чем займется агентство?
- На встрече с президентом 18 марта я показал все наши наработки по дальнейшему развитию города. Попросил помочь в их доработке. Владимир Владимирович меня поддержал. К нам приехали грамотные спецы из Агентства стратегических инициатив (АСИ), и мы вместе уже закончили этот документ.
А когда передо мной встал вопрос, идти в губернаторы (а идти, как я уже говорил, не очень хотелось), появился Сергей Иванович Меняйло, который с радостью вызвался занять это место, а я с радостью решил заняться стратегическим развитием города, что и предложил президенту.
- Тогда как вы стали главой Заксобрания Севастополя?
- Это уже случилось после того, как стало понятно, что видение дальнейшего развития города у команды губернатора и у тех, кто делал революцию, отличается. Мы посчитали, что если сейчас мы самоустранимся, то наши наработки реализованы не будут.
Конечно, сказать что "все будет потеряно" нельзя, потому что самое главное — на школах не будут висеть жовто-блакитные флаги, а детям не будут рассказывать про "протоукраинцев" или подобную муть. Но все позитивные задуманные моменты хотелось бы реализовать. Потому как Украина калечила не только детские души, но и экономику города.
Поэтому сейчас мы имеем 75 процентов дефицита бюджета. И хотелось бы эту ситуацию развернуть и поменять.
- Вы ведь не так давно невысоко оценивали работу городского руководства и даже давали срок до 1 июня, после которого, если не произойдет изменений, обещали подать в отставку вместе с губернатором. Губернатор оценил это ваше заявление как эмоциональное.
Тем не менее сегодня, 2 июля, вы на местах. Получается, что ситуация поменялась?
- Нет, мне кажется, Вы чересчур упрощенно трактуете эту ситуацию. После того, как я сделал это заявление, была внеочередная сессия городского парламента, которая была посвящена как раз повестке развития. На ней депутаты поставили перед правительством ряд вопросов о том, как дальше будет развивается город. Дали срок до 1 июня.
Правительство честно подготовилось к указанной дате и предоставило документ на 650 страницах. Ну, во-первых, его еще надо прочитать. Потом мы провели две сессии, потому что весь доклад на одном заседании не разобрать. На каждом из заседаний были разобраны свои блоки вопросов.
Там были негативные моменты, были позитивные моменты. Однако итогом разбора экономического блока стало постановление горсовета Севастополя о выражении недоверия заместителю губернатора, ответственного за экономику.
С моей точки зрения, это хороший шанс для губернатора обновить команду. Тем более, что сейчас есть возможность привлечь хороших управленцев со всей России.
- Как глава Заксобрания Севастополя Вы хотели бы что-нибудь поменять в российском законодательстве, воспользовавшись правом федеральной законодательной инициативы?
- Мы уже чуть-чуть поменяли какие-то моменты не глобального характера. Но главное, что согласно федеральному закону о Севастополе и Крыме, есть право устанавливать собственный порядок земельно-имущественных отношений до 2017 года.
Это очень большая свобода рук, которой еще нужно уметь воспользоваться. Но с точки зрения построения системы это очень важный "кирпич", поскольку вопрос земельного имущества является основным управленческим ресурсом государства. У нас такая свобода рук есть.
Мы можем сами на себе поставить эксперимент по согласованию с профильными ведомствами. Но пока мы еще не вышли с каким-то содержательным предложением — как именно мы бы хотели перестроить систему взаимоотношений. Ну и, конечно, закон о свободной экономической зоне является плюсом, который много чего добавляет.
- Кстати, о свободной экономической зоне. Многие в России восприняли возвращение Крыма как некую новую возможность переехать к морю, открыть свое дело. Насколько в Севастополе и Крыму проще открыть и вести бизнес?
- С точки зрения налоговой ситуации здесь, безусловно, налоговый рай. Главное условие для получения статуса резидента СЭС — в течение трех лет показать инвестиции, превышающие три миллиона рублей. Практически любая небольшая компания может с такой задачей справиться.
Получаемые льготы при этом очень существенны. Прежде всего, это снижение единого социального налога с 30% до 7,5%. Налог на прибыль — 2% на три года. Освобождение от налогов на имущество и налогов на землю. Это действительно очень серьезные налоговые льготы при очень простых правилах как стать резидентом.
Закон о свободной экономической зоне, по моему мнению, написан отлично. Там чиновник поставлен в очень жесткие временные рамки: при предоставлении полного пакета документов заявки на резидентство он обязан в течение недели выдать сертификат. Другое дело, что отследить, как на самом деле это происходит, сложно, потому что на соответствующем сайте севастопольского правительства нет онлайн-информации. Ну, будем надеяться, что появится.
И второй момент, касающийся имущественных взаимоотношений с будущим бизнесом. На сегодняшний день региональное правительство не прописало четких правил этих отношений и не предоставило ресурсов. То есть, у нас нет сейчас открытого списка участков земли и объектов недвижимости, которые можно было бы передать под определенные цели при определенных условиях. Пока эти два основных пункта не будут проработаны, вряд ли стоит ждать наплыва инвесторов.
- Если читать комментарии под новостями из Севастополя, то можно увидеть, что Вас поддерживает много россиян из самых разных регионов страны. Планируете ли вы "монетизировать" эти политические очки и начать карьеру политика федерального уровня?
- Нет, не планирую. На сегодняшний день мой целевой потолок – довести до ума ситуацию в Севастополе. Достичь этого потолка – задача непростая, но я буду стараться.
Редакция портала может не разделять мнение автора