В Севастополе почтили память моряков, погибших на линкоре «Новороссийск»
Видео, много фото
(Сверху, в шапке заметки, добавлено видео с репортажем об этом событии от «Севинформбюро» (НТС) - примечание редакции портала).
После этого всем собравшимся была представлена экспозиция в музейном комплексе «Михайловская батарея», посвященная героическим страницам истории линкора. В музее фортификационных сооружений собрано более 200 экспонатов: фотографии, предметы с затонувшего корабля, личные вещи моряков-черноморцев.
Траурные мероприятия завершились на Братском кладбище, на котором установлен памятник Скорбящий Матрос, изготовленный из гребных винтов «Новороссийска».
СПРАВКА:
Как сообщается на сайте Википедии, ««Новороссийск» — советский военный корабль, линкор Черноморского флота ВМФ СССР. До 1948 года корабль входил в состав итальянского ВМФ под названием «Джулио Чезаре» (Giulio Cesare, в честь Гая Юлия Цезаря).
Дредноут «Giulio Cesare» — один из трёх кораблей типа «Конте ди Кавур» (Giulio Cesare, Leonardo da Vinci, Conte di Cavour), построенных по проекту инженер-генерала Эдоардо Масдеа и спущенных на воду в 1910—1917 годах. Giulio Cesare был вторым в серии, его строила фирма «Ансальдо» (Генуя). Корабль был заложен 24 июня 1910 года, спущен на воду 15 октября 1911 года и вошёл в строй 14 мая 1914 года. Получил девиз «Чтобы выдержать любой удар»».
Чисто номинально участвовал с итальянской стороны в Первой мировой войне, тогда как во Вторую мировую ему досталось гораздо больше боевых действий и довелось даже получить повреждения.
«После выхода Италии из войны страны-победительницы разделили итальянские боевые корабли в счёт репараций. Советский Союз претендовал на новые линкоры типа «Литторио», однако ему достался лишь устаревший «Джулио Чезаре».
9 декабря 1948 года «Чезаре» покинул ВМБ Таранто и перешёл в Аугусту, откуда 15 декабря направился в албанский порт Влёра (Валона). Там 3 февраля 1949 года состоялась передача линкора, получившего временное обозначение Z11, советской комиссии во главе с контр-адмиралом Г. И. Левченко. 6 февраля на корабле был поднят военно-морской флаг СССР, а через две недели он вышел в Севастополь, прибыв в новую базу 26 февраля. Приказом по Черноморскому флоту от 5 марта 1949 года линкору присвоили название «Новороссийск»».
От имени Губернатора Севастополя Сергея Меняйло ко всем присутствующим обратился Евгений Дубовик:
История всё ставит свои места: большинство ребят награждены посмертно, на Братском кладбище построен обелиск, сегодня – 25 октября была впервые представлена экспозиция в музее. Память о всех павших остается в наших сердцах. Сегодня мы чтим более 600 «новороссийцев», которые являются примером для нынешних защитников Отечества. От имени Губернатора Сергея Меняйло выражаю благодарность родственникам и членам семей погибших моряков, которые сохраняют и преумножают память о подвиге наших героев.
В день 60-летия со дня гибели линкора «Новороссийск» – 29 октября при поддержке представительства Gравительства Севастополя траурные мероприятия состоятся в Москве.
СПРАВКА:
ГИБЕЛЬ ЛИНКОРА. Вечером 28 октября 1955 года линкор вернулся из похода для участия в празднованиях по случаю 100-летия обороны Севастополя и занял место на бочке № 3 в районе Морского госпиталя (глубина 17 м воды и около 30 м вязкого ила). Швартовка прошла нештатно — старпом, капитан 2-го ранга Г. А. Хуршудов, замещавший находившегося в отпуске командира корабля, проскочил нужное место на полкорпуса. После швартовки часть экипажа, включая вр. и. о. командира, убыла на берег. Старшим офицером остался помощник командира корабля З. Г. Сербулов.
29 октября в 1 час 31 минуту под корпусом корабля с правого борта в носу раздался взрыв, эквивалентный 1000—1200 кг тротила, насквозь пробивший корпус линкора, вырвавший часть палубы полубака и пробивший в подводной части дыру в 150 м². Поскольку в месте взрыва находились носовые кубрики, сразу погибло от 150 до 175 человек. Взрыв произошёл возле Госпитальной стенки Севастопольской бухты. Кроме того, через 30 секунд раздался второй взрыв по левому борту, в результате которого образовалась вмятина в 190 м².
Линкор пытались отбуксировать на мелководье, но прибывший на корабль командующий Черноморским флотом вице-адмирал В. А. Пархоменко приостановил начатую буксировку. Запоздалое приказание о возобновлении буксировки оказалось бессмысленным: носовая часть уже села на грунт. Не сразу адмирал позволил и эвакуировать незанятых в спасательных работах моряков, которых на юте скопилось до 1000 человек. Когда решение об эвакуации было принято, крен корабля начал стремительно нарастать. В 4 часа 14 минут линкор лёг на левый борт и через мгновение уткнулся мачтами в грунт. В 22 часа корпус полностью исчез под водой.
В катастрофе погибли 614 человек, включая аварийные партии с других кораблей эскадры. Многие были заперты в отсеках опрокинувшегося корабля — из них удалось спасти лишь 9 человек (семерых через прорезанное в кормовой части днища отверстие и двоих из-под палубы юта, неплотно прилегавшей к грунту). Водолазы перестали слышать стук запертых в корпусе линкора моряков только 1 ноября.
ВЕРСИИ ПРИЧИНЫ ВЗРЫВА. Расследованием катастрофы занималась правительственная комиссия во главе с заместителем председателя Совета министров СССР Вячеславом Малышевым. Согласно докладу комиссии, «наиболее вероятно, что 29 октября 1955 года под кораблём имел место взрыв немецкой мины типа RMH или LMB с взрывателем М-1, поставленной в период Великой Отечественной войны», но также рассматривались и другие версии: детонация корабельного боезапаса, намеренный подрыв, диверсия (возможный «английский след» в севастопольской трагедии), взрывчатка на корабле. (Источник: Википедия)
Интересный факт: За 40 лет до взрыва флагманского линкора советского флота на том же самом севастопольском рейде и при таких же маловыясненных обстоятельствах погиб флагман русского Черноморского флота дредноут «Императрица Мария».
*