СЕВАСТОПОЛЬ ГЛАЗАМИ ИТАЛЬЯНСКОГО ХУДОЖНИКА БОССОЛИ (1840-1842 ГГ.)
Часть 2
Перед вами продолжение публикации удивительных литографий итальянского художника Карло Боссоли, посетившего Крым в 1840-1842 гг. Под впечатлением от красоты крымской земли, он написал множество прекрасных картин, часть из которых были изданы в 1856 году в виде альбома литографий «The Beautiful Scenery and Chief Places of Interest throughout the Crimea».
Многие из памятников архитектуры и археологии, отраженные в картинах Боссоли, не сохранились до наших дней, тем интереснее посмотреть на 19 век в Севастополе и Крыму глазами этого замечательного итальянского художника.
Первую часть, включившую в себя историю создания альбома, который увидел свет во времена Крымской военной кампании, 7 литографий и интересные примечания к ним, вы можете посмотреть здесь.
08 Арсенальная гавань, или Военный порт,Севастополь
“На переднем плане находятся старые линейные корабли, ныне используемые в качестве тюрьмы;справа — матросские казармы; слева — часть города”.
Казармы для матросов (на 6 тыс. человек) строились при адмирале М. П. Лазареве. Здания сохранились.
09 Интерьер раннехристианской церкви
“Выдолблена в инкерманских скалах”.
К. Боссоли имеет в виду церковь Св. Климента.Известно, что римский епископ Климент за проповедь учения Христа в 96 г. был сослан римским императором Траяном на каторжные работы в каменоломни близ Херсонеса. Здесь он продолжал проповедовать христианское учение и, обращая в христианство местное население, способствовал появлению многочисленных храмов.Разгневанный Траян направил карательный отряд,уничтоживший многих последователей Климента;сам же проповедник в 101 г. был казнен.По преданию, храм, известный как церковь Св. Климента, он высек собственноручно.
Это не соответствует действительности, т. к. возникновение храма датируют VIII — нач. IX в.; создан он был,вероятно, монахами — беженцами из Византии.
10 Устье реки Черной при впадении в Инкерманскую бухту и Севастопольскую гавань
“Слева видны инкерманские скалы; позади — горы у входа в Байдарскую долину”.
11 Остатки генуэзских укреплений в Инкермане
“На заднем плане видна Севастопольская гавань”.
Укрепления, изображенные на рисунке, принадлежали не генуэзцам, как ошибочно полагал художник,а феодоритам. Крупное средневековое княжество Феодоро (Мангупское княжество) находилось неподалеку от Бахчисарая, на обширном укрепленном горном плато Мангуп. Оно существовало с XIII в.,вплоть до завоевания всего полуострова турками (1475). Мощное государство на протяжении веков сохраняло экономическую и политическую самостоятельность, конкурировало с Крымским ханством и генуэзскими городами. На рисунке — руины крепости Каламита, которая явилась форпостом княжества Феодоро, защищала его торговый порт.
12 Вид Инкерманской долины
“На дальнем плане виден Севастопольский залив; в низовье долины — река Черная; справа изображена инкерманская скала, где найдено большое количество пещер, выдолбленных, как говорят, христианами ранних времен, чтобы обеспечить себе убежище от преследований”.
13 Монастырь Св. Георгия
“Расположен между Камышовой бухтой и Балаклавой.Основан около X века. Монахи служат капелланами на русском флоте в Севастополе”.
В христианстве существует легенда, что монастырь был создан в 891 г. греками, спасенными Св. Георгием во время бури у мыса Фиолент. На скале в бухте им явилась икона Св. Георгия, которая впоследствии была перенесена в монастырь. К. Боссоли знал эту легенду, о чем свидетельствует сюжет рисунка. Однако точное время основания обители неизвестно.
Прекрасный знаток истории Тавриды А. Л. Бертье-Делагард полагал, что монастырь возник не ранее XV в. Его мнение разделяют многие исследователи. Художник запечатлел здание нового храма, возведенного в 1810—1816 гг. на месте прежней обветшалой постройки. Сведения К. Боссоли о службе монахов на кораблях достоверны. Однако в православной традиции они именовались не капелланами, а иеромонахами.
В годы Крымской войны Георгиевский монастырь почти не пострадал. Французский главнокомандующий маршал Сент-Арно отдал приказ о его охране. И, вероятно, не только потому, что здесь помещалась телеграфная станция союзников; нередко они сами посещали ежедневные службы. Здесь же был устроен лазарет для раненых и больных.
14 Общий вид побережья, простирающегося от мыса Фиолент до Севастополя
“В центре виден мыс Херсонес и Камышовая бухта”.
15 Вход в гавань Балаклавы
“На возвышении — остатки генуэзских укреплений”.
Балаклава расположена в 12 км от Севастополя, в небольшой живописной бухте. Древние греки называли ее Сюмболон (Гавань символов). Предполагают, что именно это место описано в "Одиссее" Гомера как порт листригонов Аамоса — мифических великанов, с которыми столкнулся отважный мореплаватель и его спутники.
16 Общий вид Балаклавы со стороны генуэзских укреплений
“Слева — вход в гавань; справа — город”.
В середине XIV в. Сюмболон завоевали генуэзцы и назвали Чембало. В 1475 г. город захватили турки, давшие ему название Балык Юве — Рыбье гнездо, трансформированное в Балаклаву.
17 Балаклава, вид с берега
В 40-х гг. XIX в. Балаклава — крохотный городок, население которого (в основном греки) занималось рыбным промыслом. В период Крымской войны в Балаклавской бухте базировался английский флот.
Многие из памятников архитектуры и археологии, отраженные в картинах Боссоли, не сохранились до наших дней, тем интереснее посмотреть на 19 век в Севастополе и Крыму глазами этого замечательного итальянского художника.
Первую часть, включившую в себя историю создания альбома, который увидел свет во времена Крымской военной кампании, 7 литографий и интересные примечания к ним, вы можете посмотреть здесь.
ДАЛЕЕ ПО ЛИТОГРАФИЯМ:
08 Арсенальная гавань, или Военный порт,Севастополь
“На переднем плане находятся старые линейные корабли, ныне используемые в качестве тюрьмы;справа — матросские казармы; слева — часть города”.
Казармы для матросов (на 6 тыс. человек) строились при адмирале М. П. Лазареве. Здания сохранились.
09 Интерьер раннехристианской церкви
“Выдолблена в инкерманских скалах”.
К. Боссоли имеет в виду церковь Св. Климента.Известно, что римский епископ Климент за проповедь учения Христа в 96 г. был сослан римским императором Траяном на каторжные работы в каменоломни близ Херсонеса. Здесь он продолжал проповедовать христианское учение и, обращая в христианство местное население, способствовал появлению многочисленных храмов.Разгневанный Траян направил карательный отряд,уничтоживший многих последователей Климента;сам же проповедник в 101 г. был казнен.По преданию, храм, известный как церковь Св. Климента, он высек собственноручно.
Это не соответствует действительности, т. к. возникновение храма датируют VIII — нач. IX в.; создан он был,вероятно, монахами — беженцами из Византии.
10 Устье реки Черной при впадении в Инкерманскую бухту и Севастопольскую гавань
“Слева видны инкерманские скалы; позади — горы у входа в Байдарскую долину”.
11 Остатки генуэзских укреплений в Инкермане
“На заднем плане видна Севастопольская гавань”.
Укрепления, изображенные на рисунке, принадлежали не генуэзцам, как ошибочно полагал художник,а феодоритам. Крупное средневековое княжество Феодоро (Мангупское княжество) находилось неподалеку от Бахчисарая, на обширном укрепленном горном плато Мангуп. Оно существовало с XIII в.,вплоть до завоевания всего полуострова турками (1475). Мощное государство на протяжении веков сохраняло экономическую и политическую самостоятельность, конкурировало с Крымским ханством и генуэзскими городами. На рисунке — руины крепости Каламита, которая явилась форпостом княжества Феодоро, защищала его торговый порт.
12 Вид Инкерманской долины
“На дальнем плане виден Севастопольский залив; в низовье долины — река Черная; справа изображена инкерманская скала, где найдено большое количество пещер, выдолбленных, как говорят, христианами ранних времен, чтобы обеспечить себе убежище от преследований”.
13 Монастырь Св. Георгия
“Расположен между Камышовой бухтой и Балаклавой.Основан около X века. Монахи служат капелланами на русском флоте в Севастополе”.
В христианстве существует легенда, что монастырь был создан в 891 г. греками, спасенными Св. Георгием во время бури у мыса Фиолент. На скале в бухте им явилась икона Св. Георгия, которая впоследствии была перенесена в монастырь. К. Боссоли знал эту легенду, о чем свидетельствует сюжет рисунка. Однако точное время основания обители неизвестно.
Прекрасный знаток истории Тавриды А. Л. Бертье-Делагард полагал, что монастырь возник не ранее XV в. Его мнение разделяют многие исследователи. Художник запечатлел здание нового храма, возведенного в 1810—1816 гг. на месте прежней обветшалой постройки. Сведения К. Боссоли о службе монахов на кораблях достоверны. Однако в православной традиции они именовались не капелланами, а иеромонахами.
В годы Крымской войны Георгиевский монастырь почти не пострадал. Французский главнокомандующий маршал Сент-Арно отдал приказ о его охране. И, вероятно, не только потому, что здесь помещалась телеграфная станция союзников; нередко они сами посещали ежедневные службы. Здесь же был устроен лазарет для раненых и больных.
14 Общий вид побережья, простирающегося от мыса Фиолент до Севастополя
“В центре виден мыс Херсонес и Камышовая бухта”.
15 Вход в гавань Балаклавы
“На возвышении — остатки генуэзских укреплений”.
Балаклава расположена в 12 км от Севастополя, в небольшой живописной бухте. Древние греки называли ее Сюмболон (Гавань символов). Предполагают, что именно это место описано в "Одиссее" Гомера как порт листригонов Аамоса — мифических великанов, с которыми столкнулся отважный мореплаватель и его спутники.
16 Общий вид Балаклавы со стороны генуэзских укреплений
“Слева — вход в гавань; справа — город”.
В середине XIV в. Сюмболон завоевали генуэзцы и назвали Чембало. В 1475 г. город захватили турки, давшие ему название Балык Юве — Рыбье гнездо, трансформированное в Балаклаву.
17 Балаклава, вид с берега
В 40-х гг. XIX в. Балаклава — крохотный городок, население которого (в основном греки) занималось рыбным промыслом. В период Крымской войны в Балаклавской бухте базировался английский флот.