Севастополь глазами итальянского художника Боссоли (1840-1842 гг.)
Часть 1
Итальянский художник Карло Боссоли объехал весь крымский полуостров в 1840—1842 годах. Результатом его трудов стало издание в 1856 году альбома литографий «The Beautiful Scenery and Chief Places of Interest throughout the Crimea».
Литографии К.Боссоли отображают многие памятники Крыма, не дошедшие до наших дней.
Талантливый рисовальщик, неутомимый путешественник, автор изумительных путевых зарисовок, один из основоположников традиции «изобразительной журналистики», Карло Боссоли еще при жизни познает громкую славу. Человеческая и творческая судьба его во многом определилась благодаря деятельному участию М.С.Воронцова, а также жизни художника в Одессе и Крыму.
Альбом цветных литографий «The Beautiful Scenery and Chief Places of Interest throughout the Crimea» увидел свет в 1856 году. Как известно, в то время Европа переживала Восточную (Крымскую) военную кампанию.
Есть сведения, что в 1855 году К.Боссоли побывал в Крыму, запечатлел военные события в нескольких острых, исполненных драматизма работах. Они принципиально противостояли ложно-героическим откликам, столь распространенным в странах антироссийской военной коалиции.
В том же году К.Боссоли получил заказ от крупного лондонского издательства «Day&Son» на большой альбом с видами Крыма. Но, вероятно, издатели не осмелились противоречить официальному курсу и предпочли рисунки крымского цикла 1840—1842 годов. Альбом явился своеобразным «гид де вуайяж» — путеводителем по Крыму для офицеров и солдат союзных армий.
Учитывая особое чувство благоговения к крымской земле, а также антимилитаристские настроения К.Боссоли, можно предположить, что издание альбома было попыткой художника убедить, сколь прекрасна эта земля, уникальны ее памятники, которые необходимо сберечь даже в жестоких баталиях.
К настоящему времени издание стало редкостью чрезвычайной. Техника литографирования в цвете трудоемка, количество оттисков с одной матрицы ограниченно. Невозможно установить, сколько альбомов К.Боссоли 1856 года сохранилось. Достаточно сказать, что когда в 1974—1975 годах в Италии готовилась юбилейная выставка «50 лет европейской жизни в рисунках и картинах художника из Тичино», ни в музее города Лугано (кантон Тичино), где родился К.Боссоли, ни в музее г.Турина, с которым связаны последние годы его жизни, подобного издания не нашлось. Устроители выставки отыскали его в частном собрании.
На самом деле альбом «Пейзажи и достопримечательности Крыма» — произведение целостное. По замыслу автора, оно представляло бы собирательный образ Тавриды, образ Крыма, который «должен был в сцеплении земных происшествий претерпеть все бури и перемены, чтобы процветать под сенью мирной Державы».
Готовя издание, К.Боссоли отбирал сюжеты, наиболее полно иллюстрирующие и разнообразие природных ландшафтов полуострова, и богатство его истории, где сменялись эпохи, народы, культуры... Оставленные ими памятники мастер старался не только достоверно зафиксировать, но и передать их подлинное очарование.
Порядок расположения литографий также определен самим художником. Он помещался на отдельной странице, весьма интересной для исследователей. «Лист описаний» позволяет установить точное название каждого рисунка, ведь разрозненные литографии зачастую именовали произвольно, используя географические привязки.
Особо ценны аннотации, коими К.Боссоли сопроводил рисунки. Это сведения о численности и характере населения, исторические факты и любопытные подробности, личные впечатления, даже лингвистические курьезы, когда одна и та же географическая местность именуется по-разному (вероятно, как слышал художник от местных жителей или проводников).
Альбом «Пейзажи и достопримечательности Крыма» являет развернутую панораму бытия посреди роскошной природы: великолепные виды Южнобережья и морские перспективы, пейзажи Крымских гор и тихая прелесть уютных долин, романтические руины древнего Херсонеса и суровые стены генуэзских крепостей, таинственные «пещерные города», заброшенные старые кладбища и экзотика мусульманского Востока... Следы ушедших цивилизаций — от античности до нового времени.
01 Вход в Севастополь с моря (литография находится в шапке (сверху) статьи).
“Слева расположен форт Константина; справа можно увидеть форт Александра и форт Св. Николая; в центре, на заднем плане, — инкерманские маяки”.
Каменные двух- и трехъярусные форты-батареи для защиты Севастополя от неприятельского флота были возведены в 1846—1847 гг. при адмирале М. П. Лазареве. Из упоминаемых художником фортов сохранились только Константиновский и Михайловский.
02 Река Альма.
“Вид с дороги от Симферополя к Бахчисараю.На заднем плане возвышается Чатыр-Даг, высочайшая гора полуострова”.
Высочайшая гора на полуострове не Чатыр-Даг, как полагал К. Боссоли, а Роман-Кош — 1545 м.
03 Руины античного Херсонеса близ Севастополя.
“На переднем плане руины и Херсонесская бухта;на заднем — форт Константина и вход в Севастопольскую гавань”.
Херсонес — древнегреческий полис, основанный в конце V в. до н. э. колонистами из Гераклеи Понтийской. Крупный экономический, политический и культурный центр античного мира.В V—VI вв. н. э. был оплотом Византийской империи на Северном побережье Черного моря.
С Херсонесом связано знаменательное событие отечественной истории: здесь принял святое крещение Великий киевский князь Владимир.В XIII—XIV вв. город неоднократно подвергался опустошительному вторжению монголо-татар.Просуществовав почти две тысячи лет, к концу XV в. он приходит в полный упадок. Ко времени путешествия К. Боссоли Херсонес являл собою романтические руины с остатками крепостных стен, башен, городских ворот.
04 Река Кача.
“Вид, открывающийся неподалеку от деревни Бия-Сала”. Деревня Бия-Сала — современное с. Верхоречье Бахчисарайского района.
05 Вид форта Св. Николая.
“Один из крупнейших фортов, где собрано около 300 орудий, защищающий как вход в большой Севастопольский залив, так и военную гавань”.
06 Севастополь, видимый со стороны Северных фортов.
“На переднем плане — весь город и военный порт;справа — форт Св. Николая и форт Александра;слева — большая гавань Инкерманской бухты”.
07 Общий вид Севастополя с наблюдательной башни в центре города.
“Самое высокое здание впереди — библиотека;справа — Кафедральный собор и Адмиралтейская башня, военный порт, форт Св. Павла, доки и часть Матросской слободы; слева — Артиллерийская бухта; по ту сторону залива, на заднем плане, — форт Константина, Северное укрепление и инкерманские маяки”.
Город был основан в 1783 г. Первое время его называли Ахтиар, по названию маленького поселения и бухты, впоследствии переименованной в Северную. Именно в Ахтиарскую гавань еще в 1782 г. пришли на зимовку первые русские корабли; там же была построена казарма для экипажа — первое здание будущего города.
Официальное название Севастополь (в переводе с греческого — величественный, достойный славы город) впервые встречается в письменном распоряжении Екатерины II князю Г. А. Потемкину от ІО февраля 1784 г. В 1804 г. русское правительство официально объявило Севастополь главным военным портом Черноморского флота (вместо Херсона).
Севастополь быстро рос и благоустраивался. Его население с1815 по 1853г. увеличилось от 30 тыс. до 47,4 тыс. человек. Своим развитием город во многом обязан адмиралу М. П. Лазареву, выдающемуся мореплавателю, участнику открытия Антарктиды.
С 1834 по 1851 г. он был командиром флота и портов Черного моря. Под его руководством почти полностью обновился корабельный состав (более 160 новых судов), построено Адмиралтейство — самый прогрессивный к тому времени комплекс доков и мастерских, возведены каменные форты, благоустроены центральные улицы и Графская пристань, построен великолепный театр, открыто Морское офицерское собрание,учреждены гражданские учебные заведения.
Рисунок К. Боссоли прекрасно отразил европейский характер и размах столицы Черноморского флота. Он имеет особую значимость как свидетельство о первом этапе градостроительной истории Севастополя. События Крымской войны кардинально изменили архитектурный облик города,который претерпел шесть мощных артиллерийских бомбардировок и 349 дней жестокой осады. Как утверждали очевидцы, здесь сохранилось лишь 14 неповрежденных зданий.
Продолжение статьи и ещё несколько замечательных литографий Карло Боссоли - во второй части.
Литографии К.Боссоли отображают многие памятники Крыма, не дошедшие до наших дней.
Талантливый рисовальщик, неутомимый путешественник, автор изумительных путевых зарисовок, один из основоположников традиции «изобразительной журналистики», Карло Боссоли еще при жизни познает громкую славу. Человеческая и творческая судьба его во многом определилась благодаря деятельному участию М.С.Воронцова, а также жизни художника в Одессе и Крыму.
Альбом цветных литографий «The Beautiful Scenery and Chief Places of Interest throughout the Crimea» увидел свет в 1856 году. Как известно, в то время Европа переживала Восточную (Крымскую) военную кампанию.
Есть сведения, что в 1855 году К.Боссоли побывал в Крыму, запечатлел военные события в нескольких острых, исполненных драматизма работах. Они принципиально противостояли ложно-героическим откликам, столь распространенным в странах антироссийской военной коалиции.
В том же году К.Боссоли получил заказ от крупного лондонского издательства «Day&Son» на большой альбом с видами Крыма. Но, вероятно, издатели не осмелились противоречить официальному курсу и предпочли рисунки крымского цикла 1840—1842 годов. Альбом явился своеобразным «гид де вуайяж» — путеводителем по Крыму для офицеров и солдат союзных армий.
Учитывая особое чувство благоговения к крымской земле, а также антимилитаристские настроения К.Боссоли, можно предположить, что издание альбома было попыткой художника убедить, сколь прекрасна эта земля, уникальны ее памятники, которые необходимо сберечь даже в жестоких баталиях.
К настоящему времени издание стало редкостью чрезвычайной. Техника литографирования в цвете трудоемка, количество оттисков с одной матрицы ограниченно. Невозможно установить, сколько альбомов К.Боссоли 1856 года сохранилось. Достаточно сказать, что когда в 1974—1975 годах в Италии готовилась юбилейная выставка «50 лет европейской жизни в рисунках и картинах художника из Тичино», ни в музее города Лугано (кантон Тичино), где родился К.Боссоли, ни в музее г.Турина, с которым связаны последние годы его жизни, подобного издания не нашлось. Устроители выставки отыскали его в частном собрании.
На самом деле альбом «Пейзажи и достопримечательности Крыма» — произведение целостное. По замыслу автора, оно представляло бы собирательный образ Тавриды, образ Крыма, который «должен был в сцеплении земных происшествий претерпеть все бури и перемены, чтобы процветать под сенью мирной Державы».
Готовя издание, К.Боссоли отбирал сюжеты, наиболее полно иллюстрирующие и разнообразие природных ландшафтов полуострова, и богатство его истории, где сменялись эпохи, народы, культуры... Оставленные ими памятники мастер старался не только достоверно зафиксировать, но и передать их подлинное очарование.
Порядок расположения литографий также определен самим художником. Он помещался на отдельной странице, весьма интересной для исследователей. «Лист описаний» позволяет установить точное название каждого рисунка, ведь разрозненные литографии зачастую именовали произвольно, используя географические привязки.
Особо ценны аннотации, коими К.Боссоли сопроводил рисунки. Это сведения о численности и характере населения, исторические факты и любопытные подробности, личные впечатления, даже лингвистические курьезы, когда одна и та же географическая местность именуется по-разному (вероятно, как слышал художник от местных жителей или проводников).
Альбом «Пейзажи и достопримечательности Крыма» являет развернутую панораму бытия посреди роскошной природы: великолепные виды Южнобережья и морские перспективы, пейзажи Крымских гор и тихая прелесть уютных долин, романтические руины древнего Херсонеса и суровые стены генуэзских крепостей, таинственные «пещерные города», заброшенные старые кладбища и экзотика мусульманского Востока... Следы ушедших цивилизаций — от античности до нового времени.
ДАЛЕЕ ПО ЛИТОГРАФИЯМ:
01 Вход в Севастополь с моря (литография находится в шапке (сверху) статьи).
“Слева расположен форт Константина; справа можно увидеть форт Александра и форт Св. Николая; в центре, на заднем плане, — инкерманские маяки”.
Каменные двух- и трехъярусные форты-батареи для защиты Севастополя от неприятельского флота были возведены в 1846—1847 гг. при адмирале М. П. Лазареве. Из упоминаемых художником фортов сохранились только Константиновский и Михайловский.
02 Река Альма.
“Вид с дороги от Симферополя к Бахчисараю.На заднем плане возвышается Чатыр-Даг, высочайшая гора полуострова”.
Высочайшая гора на полуострове не Чатыр-Даг, как полагал К. Боссоли, а Роман-Кош — 1545 м.
03 Руины античного Херсонеса близ Севастополя.
“На переднем плане руины и Херсонесская бухта;на заднем — форт Константина и вход в Севастопольскую гавань”.
Херсонес — древнегреческий полис, основанный в конце V в. до н. э. колонистами из Гераклеи Понтийской. Крупный экономический, политический и культурный центр античного мира.В V—VI вв. н. э. был оплотом Византийской империи на Северном побережье Черного моря.
С Херсонесом связано знаменательное событие отечественной истории: здесь принял святое крещение Великий киевский князь Владимир.В XIII—XIV вв. город неоднократно подвергался опустошительному вторжению монголо-татар.Просуществовав почти две тысячи лет, к концу XV в. он приходит в полный упадок. Ко времени путешествия К. Боссоли Херсонес являл собою романтические руины с остатками крепостных стен, башен, городских ворот.
04 Река Кача.
“Вид, открывающийся неподалеку от деревни Бия-Сала”. Деревня Бия-Сала — современное с. Верхоречье Бахчисарайского района.
05 Вид форта Св. Николая.
“Один из крупнейших фортов, где собрано около 300 орудий, защищающий как вход в большой Севастопольский залив, так и военную гавань”.
06 Севастополь, видимый со стороны Северных фортов.
“На переднем плане — весь город и военный порт;справа — форт Св. Николая и форт Александра;слева — большая гавань Инкерманской бухты”.
07 Общий вид Севастополя с наблюдательной башни в центре города.
“Самое высокое здание впереди — библиотека;справа — Кафедральный собор и Адмиралтейская башня, военный порт, форт Св. Павла, доки и часть Матросской слободы; слева — Артиллерийская бухта; по ту сторону залива, на заднем плане, — форт Константина, Северное укрепление и инкерманские маяки”.
Город был основан в 1783 г. Первое время его называли Ахтиар, по названию маленького поселения и бухты, впоследствии переименованной в Северную. Именно в Ахтиарскую гавань еще в 1782 г. пришли на зимовку первые русские корабли; там же была построена казарма для экипажа — первое здание будущего города.
Официальное название Севастополь (в переводе с греческого — величественный, достойный славы город) впервые встречается в письменном распоряжении Екатерины II князю Г. А. Потемкину от ІО февраля 1784 г. В 1804 г. русское правительство официально объявило Севастополь главным военным портом Черноморского флота (вместо Херсона).
Севастополь быстро рос и благоустраивался. Его население с1815 по 1853г. увеличилось от 30 тыс. до 47,4 тыс. человек. Своим развитием город во многом обязан адмиралу М. П. Лазареву, выдающемуся мореплавателю, участнику открытия Антарктиды.
С 1834 по 1851 г. он был командиром флота и портов Черного моря. Под его руководством почти полностью обновился корабельный состав (более 160 новых судов), построено Адмиралтейство — самый прогрессивный к тому времени комплекс доков и мастерских, возведены каменные форты, благоустроены центральные улицы и Графская пристань, построен великолепный театр, открыто Морское офицерское собрание,учреждены гражданские учебные заведения.
Рисунок К. Боссоли прекрасно отразил европейский характер и размах столицы Черноморского флота. Он имеет особую значимость как свидетельство о первом этапе градостроительной истории Севастополя. События Крымской войны кардинально изменили архитектурный облик города,который претерпел шесть мощных артиллерийских бомбардировок и 349 дней жестокой осады. Как утверждали очевидцы, здесь сохранилось лишь 14 неповрежденных зданий.
Продолжение статьи и ещё несколько замечательных литографий Карло Боссоли - во второй части.